Речи Высокого как
Моральный Кодекс Гражданина
1.
Старшая Эдда содержит Речи Высокого. В них Один излагает
основные правила жизни, которым нужно следовать, чтобы быть достойным членом
общества. Большая часть их и сейчас применима для людей.
Первая часть Речей (1-46) посвящена тому, как себя
следует вести, чтобы избавиться от ненужных проблем – а точнее, не создать их
себе.
Вторая (47-89) – это сборник притч, поясняющих изложенные
в первой части правила в доступной и понятной, более развернутой форме.
Третья часть (90-110) – это Песнь песней, рассказ о том,
как следует строить отношения с женщинами.
А четвертая, заключительная, больше похожа на
автобиографию Одина, которую он излагает некоему Лоддфафниру в виде советов. Причем
делится эта часть на сами советы в быту (111-137) и на эзотерический опыт
самого Одина, связанный с постижением им магической мудрости и рун (138-164).
Первая часть призывает жить мудро, руководствуясь
высокими моральными принципами. Здесь Один основной упор делает на то, чтобы
слушатель понял, что главное в жизни – не внешняя мишура, а обретение мудрости
и друзей, которые не предадут. Особо оговаривается проблема, связанная с
потреблением спиртного – пить рекомендуется немного, основной упор на пирах
делать не на выпивку, а на общение с более опытными людьми, запоминая их
рассказы. Даже наедаться Один советует не в гостях, а дома, потому что:
19 Пей на пиру,
но меру блюди
и дельно беседуй;
не прослывешь
меж людей неучтивым,
коль спать рано ляжешь.
20
Без толку жадный
старается жрать
себе на погибель;
смеются порой
над утробой глупца
на пиршестве мудрых.
33 Рано поешь,
а в гости сбираясь,
есть надо плотно:
или голодным
будешь в гостях —
не сможешь беседовать.
И не менее полезными
оказываются советы по правилам поведения в гостях:
21 Знают стада,
что срок наступил
покинуть им пастбища;
а кто неумен,
меры не знает,
живот набивая.
22 Кто нравом тяжел,
тот всех осуждает,
смеется над всем;
ему невдомек,
а должен бы знать,
что сам он с изъяном.
27 Муж неразумный
на сборище людном
молчал бы уж лучше;
не распознать
в человеке невежду,
коль он не болтлив,
но невежда всегда
не видит того,
что болтлив он безмерно.
29 Кто молчать не умеет,
тот лишние речи
заводит нередко;
быстрый язык
накличет беду,
коль его не сдержать.
30 Насмешливых взглядов
не надо бросать
на гостей приглашенных
не спросишь иного —
он мнит, что разумен,
и мирно пирует.
31 Доволен глумливый,
коль, гостя обидев,
удрать ухитрился;
насмешник такой
не знает, что нажил
гневных врагов.
34 Путь неблизок
к другу плохому,
хоть двор его рядом;
а к доброму другу
дорога пряма,
хоть далек его двор.
35 Гость не должен
назойливым быть
и сидеть бесконечно;
даже приятель
станет противен,
коль долго гостит он.
40 Добра не жалей,
что нажито было,
не скорби о потере;
что другу обещано,
недруг возьмет —
выйдет хуже, чем
думалось.
41 Оружье друзьям
и одежду дари —
то тешит их взоры;
друзей одаряя,
ты дружбу крепишь,
коль судьба благосклонна.
42 Надобно в дружбе
верным быть другу,
одарять за подарки;
смехом на смех
пристойно ответить
и обманом – на ложь.
43 Надобно в дружбе
верным быть другу
и другом друзей его;
с недругом друга
никто не обязан
дружбу поддерживать.
44
Если дружбу ведешь
и в друге уверен
и добра ждешь от друга, —
открывай ему душу,
дары приноси,
навещай его часто.
С теми же, в чьем добром
отношении человек усомнился, Один советует поступать адекватно:
45 Но если другому
поверил оплошно,
добра ожидая,
сладкою речью
скрой злые мысли
и лги, если лжет он.
46 Так же и с теми,
в ком усомнишься,
в ком видишь коварство, —
улыбайся в ответ,
скрывай свои мысли, —
тем же отплачивай.
Как видим, из приведенного, это
достаточно четкое руководство к действию по поведению человека в обществе. Причем
вне зависимости от того – среди своего народа ты или среди чужих людей.
Вторая часть – это уже философское обоснование ранее
сказанного, основанное на личном опыте. Вот что Один говорит о разумном
поведении и общении:
57 Головня головне
передать готова
пламя от пламени;
в речах человек
познает человека,
в безмолвье глупеет.
63 Вопросит и ответит
умный всегда,
коль слыть хочет
сведущим;
должен один
знать, а не двое, —
у трех все проведают.
64 Силу свою
должен мудрец
осторожно показывать;
в том убедится
бившийся часто,
что есть и сильнейшие.
65 Бывает, ты слово
скажешь другому,
а после поплатишься.
А также о тех «друзьях», которых много, когда у тебя
имеются материальные ценности и которые исчезают, если с тобой приключается
какая-нибудь беда:
67 Повсюду меня
приглашали бы в гости,
но только без трапез
иль если бы, окорок
съевши у друга,
я два отдавал бы.
Источник: http://runegun.ucoz.ua/publ/0-0-0-0-1 |