10. Нет никого, кто
был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они.
Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева [24]
ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки [25] , высыпают
затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание
производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, –
глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по
одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них
заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в
течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы
предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием [26] . Ведь и здесь
также принято отыскивать предвещания по голосам и полету птиц; но лишь у
германцев в обыкновении обращаться за предсказаниями и знамениями также к коням
[27] . Принадлежа всему племени, они выращиваются в тех же священных дубравах и
рощах, ослепительно белые и не понуждаемые к каким-либо работам земного
свойства; запряженных в священную колесницу, их сопровождают жрец с царем или
вождем племени и наблюдают за их ржаньем и фырканьем. И никакому
предзнаменованию нет большей веры, чем этому, и не только у простого народа, но
и между знатными и между жрецами, которые считают себя служителями, а коней –
посредниками богов. Существует у них и другой способ изыскивать для себя
знамения, к которому они прибегают, когда хотят предузнать исход тяжелой войны.
В этом случае они сталкивают в единоборстве захваченного ими в любых
обстоятельствах пленника из числа тех, с кем ведется война, с каким-нибудь
избранным ради этого соплеменником, и те сражаются, каждый применяя
отечественное оружие. Победа того или иного воспринимается ими как предуказание
будущего.
|