Трудоголики Дваргталхейма
(дверги, они же – темные альвы, они же – гномы)
Практически все мы в детстве читали сказки и смотрели фильмы, в которых среди героев часто встречались забавные маленькие человечки, известные нам как гномы. Однако, если разобраться, наши представления о гномах были жестоко искажены и грубо попраны всевозможными сказочниками. Само название – «гномы» было взято их христианской метафизики, и это были мрачные духи земли (элементали Парацельса), изначально относящиеся к человеку неприязненно.
У всех индоевропейских народов в мифологии и фольклоре присутствуют обитающие под землей (или в самой земле, если угодно) карлики. Но – поскольку мы сейчас говорим о скандинавах, то будем придерживаться именно скандинавского определения этих существ.
Там «гномы» называются «дверги» (или «цверги» у германцев) и являются темными альвами, уравновешивая живущих на поверхности альвов (эльфов) в благородном деле нелюбви к человечеству. Просто альвы не любят людей по своему, а дверги – по своему. И вот почему: альвы ненавидят человечество искренне и безвозмездно, иногда таки проявляя если не сострадание, то хотя бы некоторые добрые чувства. А вот дверги, несмотря на ненависть, могут сотрудничать с людьми – но не безвозмездно (то есть даром), а за определенную плату. То есть – дверги были падки на деньги или другой эквивалент взаиморасчетов, чаще всего - бартер. Например, в оплату за ожерелье Брисингамен, его создатели вчетвером поразвлекались с самой Фрейей, и Один ничего не смог им за это предъявить. Хотя вряд ли Одину понравился этот факт проституирования. Но, возможно, ожерелье стоило дороже, чем закрыть глаза на групповушку. Один тоже умел считать прибыль. Тем более, что один из четверки двергов-свингеров, Двалин, неоднократно оказывал услуги асам – ведь копье Гунгнир, корабль Скидбладнир и золотые волосы для богини Сив изготовил именно он.
Учитывая, что дверги являются очень умелыми ремесленниками и обладают незаурядными магическими способностями, то мало кто из состоятельных героев не прибегал к помощи двергов.
Можно сказать проще – почти все, что есть мало-мальски ценного у асов и людей создано двергами. Бог Тор вообще, как никто, зависим от дверговской магии и созданных двергами гаджетов – кем бы он был, если бы злобные темные альвы не смастерили ему молот Мьелльнир, пояс силы и железные рукавицы? Да просто заурядным, захолустным божком. А с дверговскими железяками Тор выбился, что называется, в люди – он стал основным защитником обитателей Асгарда и Мидгарда, и даже великий Один не гнушался периодически довольно уныло просить его об услуге. Хотя и сам Один пользовался изготовленными двергами предметами – взять хотя бы его знаменитое копье Гунгнир.
Возникает вопрос – откуда взялись эти дверги? Мы имеем два варианта:
А) «Старшая Эдда» утверждает, что они были созданы из крови и костей великана Бримира (что является одним из имен великана Имира);
Б) в легендах скандинавов неоднозначно заявлено, что дверги произошли от обитавших в теле Имира червей.
Но мы-то знаем, что из крови Имира была создана вода, а из костей – горы. Следовательно, официальная версия происхождения двергов подверглась подчистке и политкоррекции, дабы не осложнять гешефт с прекрасными мастеровыми, что могло бы вызвать резкое повышение цен на их продукцию. Значит, вариант с червями – наиболее правдив. И вот тут уже появляется некоторое подозрение – а что это за непонятные «черви», которые водились в теле великана, пусть и инеистого? Подозрение превращается в прозрение, когда осознаешь, что специального разделения безногих ползающих существ в названиях у скандинавов не было. Для них как земляной червяк для наживки, так и охватывающий землю великий змей Йормундганд назывались одним словом – ormr. А что за ормры могли водиться в теле? Разве что глисты в живом, а опарыши – в мертвом. Вот теперь становится понятной чрезвычайная политкорректность в отношении происхождения двергов со стороны официальной истории Девяти миров, да и снисходительное отношение Верховного аса к бартеру ожерелье-Фрейя. Ну, никак не мог Один ревновать к глистам! В крайнем случае – пару дней усиленно скармливать Фрейе дикий лук – и они исчезнут. Зато драгоценнейшее ожерелье останется в семье.
Вообще-то асы частенько обманывали подозрительных, но доверчивых темных альвов. Всему виной, видимо, был недостаток жизненного опыта и коварства у обитателей земных глубин. И плюс обостренный комплекс расовой и видовой неполноценности, подспудно испытываемый каждым двергом – ведь даже светлые альвы, хоть и являлись родственниками двергам, жили в небесном мире Альвхейм и были более близки к асам если не по крови, то хотя бы в простоте общения. Само собой, что никаких положительных черт в общий характер двергов это не внесло. Светлые альвы, в силу обстоятельств, тоже неплохо разбирались в ремеслах и магии, но вот только они слишком хорошо знали повадки людей и богов, чтобы вестись на откровенные «разводы».
И, кстати, мед поэзии – это тоже творение двергов. Два ученых-маньяка, Галар и Фьялар, заманили в ловушку и убили мудреца и поэта, человека Квасира. Кровь безневинно убиенного смешали с медом, добавили чего-то еще (в мире компонентов нет эквивалентов!), поколдовали – и получился бесценный мед поэзии, который опять-таки достался асам в силу интриг, шантажа, подкупа и неприкрытого обмана.
В заключение сказанного могу добавить – даже небесный свод, сделанный из черепа бедняги Имира, поддерживают дверги. Запомните их героические имена: Аустри, Вестри, Нордри, Судри. Так что хватит нам впаривать сказку про какого-то Атланта, у которого даже штанов нет.
|